Необходимость замены подъемного оборудования в домах вызвана его износом и невозможностью дальнейшего ремонта - в этом уверены профессионалы, обслуживающие лифтовое хозяйство многие годы.
Весной 2013 года в России начал действовать утвержденный федеральным правительством новый технический регламент, касающийся безопасности лифтов в многоквартирных домах. Согласно этому документу, имеющему статус закона, в течение ближайших пяти лет требуется выполнить семь дополнительных требований. В частности, это обеспечение безопасности перевозки пассажиров - плавность и комфортность хода подъемника, а также возможность эвакуации из него при возникновении пожара. По мнению одного из профессионалов, проработавшего в сфере обслуживания лифтового хозяйства Ульяновска не один десяток лет, директора ООО «Волга Лифт» Владимира Царева, подъемники в любом случае необходимо заменить. Новым требованиям сегодня не соответствуют 95 процентов всех лифтов областного центра. При этом провести на них работы по обновлению не представляется возможным, потому что модернизация касается конструктивных особенностей, что реально выполнить только на заводе-изготовителе и на его технической базе. Стоимость такой процедуры доходит о половины цены нового лифта, что далеко не по карману собственникам.
Кустарный... лифт
Исправить ситуацию призвана реализуемая в регионе программа обновления лифтового парка в рамках капитального ремонта многоквартирных домов. Включенные в эту программу подъемники были изготовлены в 70-80-е годы прошлого столетия на заводах, которые сегодня уже не существуют, - Самаркандском лифтостроительном заводе, Московском экспериментальном заводе, Спитакском лифтовом заводе. Соответственно, речи о запчастях к этим лифтам даже не ведется. Чтобы как-то выйти из ситуации, ульяновские лифтеры вынуждены кустарным способом в своем станочном парке изготавливать запасные части. Конечно же, к ним никаких сертификатов соответствия (чего требует новый регламент) не имеется.
Как отмечает Владимир Царев, в устаревших лифтах ломается все. Самая дорогостоящая проблема - редуктор главного привода и лебедки, ресурс которых рассчитан на 12 лет, но все они отходили по два и более срока. Специалисты вынуждены ежемесячно обследовать и ежегодно освидетельствовать подъемники, пытаясь предотвратить аварийные ситуации.
- Конечно, лифт можно и 60 лет эксплуатировать - что-то подточить, что-то подвинтить, что-то подвязать, - рассказывает Владимир Царев. - Он будет ездить, а собственники постоянно вкладывать деньги. Но даже качественно выполненный ремонт имеет предел, до бесконечности его делать невозможно.
Приедем к Коллапсу?
В областном центре сейчас требуется заменить три с половиной тысячи лифтов (всего в Ульяновске около четырех с половиной тысяч подъемников). Неоднократно в городе принимались муниципальные программы по замене лифтового оборудования домов, но каждый раз документы уходили в историю по причине отсутствия средств. Если сегодня не принять мер, в 2020 году (срок выполнения федерального техрегламента) в регионе может грянуть лифтовой кризис. Ростехнадзор при проведении проверок будет вынужден выдавать предписания о замене подъемников в связи с несоответствием их стандартам, управляющим компаниям станут выписываться огромные штрафы (от 400 тысяч рублей), которые, как не трудно догадаться, лягут на плечи собственников, а сами лифты останутся выключенными, так как их использование станет невозможным. Но смогут ли жильцы за собственный счет провести замену дорогостоящего лифта? Весьма сомнительно. Но зато вполне вероятно, что может получиться всплеск негодования и социальный взрыв. Кому-то нужно, чтобы лифт привез к коллапсу ?..
ОФИЦИАЛЬНО
По данным Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области, сегодня ведутся работы по замене 50 лифтов, до конца октября состоится их первый ввод в эксплуатацию, а к новому году в Ульяновске и Димитровграде появятся еще 150 новых подъемников. Для начала реализации программы подрядчику, отобранному по конкурсу, перечислен аванс в размере 50 миллионов рублей. Стоимость одного пассажирского лифта составляет примерно 1,6 миллиона рублей